ХОТИТЕ ПОМОЧЬ БОРЬБЕ С БУЛЛИНГОМ?
Пожалуйста, расскажите немного о себе
Left
Right
Left
Right
Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе). И те, и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).

59% школьников специального исследования сталкивались с ситуациями издевательства в таких формах, как унижение (61%), оскорбления (вербальная агрессия) (77%), физическое насилие (24%), съемка издевательства на телефон (11%), киберуллинг ( 25%).

По мнению обучающихся, чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее и не может дать сдачи, тот, кто отличается от других (внешне, физически), тот, кто имеет своё мнение.

Как считают обучающиеся, избежать травли в школе можно, если вовремя заметят взрослые, если жертва изменит своё поведение, если наказать агрессора. По мнению школьников, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагогический коллектив, родители, ученики.

Мы все понимаем, что травля считается нормой, ее замалчивание считается нормой, нормой считается проявление силы, но не считается нормой борьба с буллингом. Сегодня вместе с Вами мы запустили кампанию #вместепротивтравли. Сегодня Вы стали частью тех нас, кто считает, что травят только лузеры, что слаб не тот, кого травят, а те, кто травит. Наша задача - поменять культуру с «я крутой, потому что имею право травить» на «я слабак, если травлю».
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОЕКТ "ВМЕСТЕ ПРОТИВ ТРАВЛИ"
Сделать тему борьбы с травлей важной, модной, нужной, чтобы о недопустимости травли стали говорить как о важнейшем вопросе
Собрать единую базу всех проектов в России, которые работают с темой травли
Сделать единый календарь активностей: кинопоказов, мероприятий против травли
Собрать специалистов и экспертов, которые знают и понимают, как можно решить проблему травли
Привлечь к проблеме травли в школе звезд и лидеров мнений в сфере кино, тв, музыки, радио, СМИ, геймеров, стримеров, блогеров
Дать площадку подросткам говорить о травле и способах борьбы с ней самим
Объединить все начинания под тегом #вместепротивтравли, чтобы кампания против травли вышла на федеральный уровень
Собрать все рекомендации для школ, психологов, родителей
Внести законодательные изменения по борьбе с травлей
Рассказывать и поддерживать все начинания и самих подростков, и всех экспертов по борьбе с травлей
ИЗМЕНЕНИЯ, К КОТОРЫМ МЫ ИДЕМ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ БУЛЛИНГА И АГРЕССОРАМ
ПОДДЕРЖКА МУЗЫКАЛЬНЫХ, ТВ, КИНО, КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПРОТИВ ТРАВЛИ
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА
ИССЛЕДОВАНИЯ
В Португалии при обследовании свыше 4000 10-12-летних детей из 10 средних школ выяснилось, что в ситуации повышенного риска в отношении буллинга находятся мальчики и выходцы из низших социальных слоев (Перейра и соавт., 2004).

У бразильских старшеклассников, в культуре которых важное место занимает мачизм (идеология мужского верховенства), буллинг значительно больше распространен среди мальчиков и тесно связан с сексуальными домогательствами. При этом интенсивность буллинга коррелирует с общим плохим поведением, и многое зависит от степени нетерпимости к буллингу со стороны учителей (ДеСуза и Рибейро, 2005).

Австралийские школьники также занимаются буллингом чаще девочек. Его распространению способствует общее отрицательное отношение мальчиков к потенциальным жертвам буллинга и мнение, что их друзья воспринимают такое поведение положительно. Интересно, что отрицательное отношение родителей к буллингу влияет лишь на девочек, мальчики в этих вопросах ориентируются только на мнение собственной среды (Ригби, 2005).

В последние годы буллинг сильно заботит и японских педагогов. Недавний опрос 2923 японских школьников 7-9-х классов о психосоциальных факторах буллинга, выдвинул на первый план такие факторы как влияние на подростков девиантных сверстников и слабый самоконтроль над собственной агрессивностью и импульсивностью, а на противоположном полюсе - недостаток напористости и неумение сопротивляться нажиму (Андо, Асакура и Саймонс-Мортон, 2005).

Интересное 6-летнее лонгитюдное исследование 156 мальчиков и 126 девочек было выполнено в Англии (Шеффер и соавт., 2006). Ученых интересовало, насколько стабильны роли булли и его жертвы в начальной и средней школе. Выяснилось, что роль булли относительно стабильна, ее играют одни и те же мальчики, тогда как роль и положение жертвы больше зависят от ситуативных условий. В тех школьных классах, где существует жесткая иерархическая структура, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы и после перехода из младших классов в средние. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Эти наблюдения имеют практическое социально-педагогическое значение.

Одна из важнейших закономерностей буллинга состоит в том, что отношение к нему детей с возрастом меняется. Как уже говорилось, среди младших мальчиков булли обычно непопулярны, однако у подростков картина меняется. Индекс популярности подростка в его естественной среде связан как с просоциальным, так и с антисоциальным поведением. Изучение большой группы мальчиков 4-6 классов показало, что центральные места в их системе взаимоотношений занимали, с одной стороны, «образцовые мальчики», которых считали неагрессивными, спортивными, лидерами, старательными и общительными, а с другой – «крутые ребята», воспринимаемые как популярные, агрессивные и физически развитые.

С возрастом и в более «уличной» среде популярность «плохих мальчиков» возрастает. По сравнению с другими школьниками, булли имеют больше друзей, более высокий социометрический ранг и, при выровненных показателях темпов полового созревания, больший успех у девочек (Мутаппа и соавт. 2004). А поскольку булли выбирают себе таких же агрессивных друзей, буллинг нередко становится групповой активностью. Это еще больше затрудняет сопротивление ему со стороны отдельно взятого индивида, способствуя криминализации общей атмосферы в классе, школе и т.д. Подробнее
КАК В МИРЕ БОРЮТСЯ С БУЛЛИНГОМ
В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и созданию здоровой психологической среды в школах
ЧИТАТЬ

КАК В МИРЕ БОРЮТСЯ С БУЛЛИНГОМ
Одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Программа предусматривает выполнение четырех целей: достижение единого понимания данного феномена, активное вовлечение родителей и учителей в программу, разработка четких правил, направленных против школьного насилия, а также поддержка и защита жертв буллинга. Действия направлены на три уровня: школы, класса и каждого ученика индивидуально. Программа считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Исландии и др. В Португалии и Великобритании развита похожая программа – «Безопасные школы» (Safe Schools Program), в Швеции«Фарста» (Farsta Program). В рамках «Фарста» в каждой школе есть команда из 2–4 учителей, которая в случае буллинга незамедлительно вмешивается в ситуацию для ее решения. Примечательно, что в рамках данных программ предусматривается уровень оценки их эффективности, что позволяет усовершенствовать деятельность школ в борьбе со школьной агрессией.

В Нидерландах одной из программ по созданию безопасной школьной среды является программа для учеников начальных классов «Мирная школа» (Peaceful School), направленная на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В программу активно включены родители учеников, и даже проводятся сеансы медитации. Также в стране действует программа «Rebounds», суть которой состоит в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. Цель программы – вернуть этих учеников в обычную школу после работы над их поведенческими и социальными навыками.

Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводится так называемый «парламентский день», когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения.

Эффективность и значимость антибуллинговых инициатив очень высоки. Доказано, что программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень буллинга до 25%.

Усилия европейских стран объединены и на международном уровне. Первые шаги были предприняты в 1998 году, когда Европейской Комиссией была начата двухгодичная инициатива «Агрессия в школах» (Violence in Schools), направленная на поддержку различных действий по предотвращению и борьбе со школьным насилием. За данной инициативой последовало еще несколько масштабных программ, например, проект «Связь» (Connect) 1998–2002 гг., «Ответ на насилие в повседневной жизни в демократическом обществе» (Response to Violence in Everyday Life in a Democratic Society) 2002–2004 гг.

В 2005 году Европейской комиссией был запущен план действий под названием «Дети и насилие», основная цель которого заключалась в оказании помощи в выявлении и реализации последовательной политики по борьбе с молодежной и школьной преступностью и насилием. Этот проект был в дальнейшем интегрирован в программу «Строим Европу для детей и вместе с детьми» (Building a Europe for and with Children), направленную на защиту прав детей и защиты их от всех форм насилия. В 2015 году был завершен третий этап данной программы. Подробнее


Как с буллингом борются в Великобритании:

Коллин Маклафлин, международный эксперт в сфере буллинга, профессор факультета образования Кембриджского университета:
"Самое эффективное средство против буллинга – устроить «очную ставку» между нападающим и потерпевшим. Такой способ называется методом разделенной тревоги (Method of Shared Concern).

Главная цель таких обсуждений – наладить диалог между детьми. Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в контексте откровенного разговора – это сильное впечатление, и оно, как правило, дает результат.

От «скамейки друзей» до специальных уроков в школе

Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно в своей среде. Например, на площадках, где гуляют младшеклассники, есть специальные «скамейки дружбы». На них может сесть ребенок, кому хочется найти товарища по играм. Учителя, которые гуляют с детьми, следят за этими скамейками и помогают тем, кто на них садится, присоединиться к другим детям.

Каждую неделю в британских школах проходит урок «персонального и социального образования» (Personal and Social Education), где помимо всего прочего обсуждаются сложные проблемы в коллективе. Иногда это абстрактные вопросы, но чаще в классе решают проблему конкретного ученика. Важно, чтобы класс занимался вместе на таких уроках – тогда все чувствуют себя командой, и это снижает риск буллинга.

Есть и специальные уроки, где рассказывают, как противостоять травле в интернете, говорят, что о таких случаях не надо молчать (многие жертвы никому не сообщают о своих проблемах).

Для словесной травли интернет, к сожалению, очень удобное место. Там можно, например, отправлять анонимные оскорбления и демонстративно не принимать «изгоя» в общие группы в соцсетях. Зато со стороны легко увидеть, какой ребенок не вписывается в коллектив. Тут важно участие родителей, вообще вовлечение их в школьную жизнь в Великобритании довольно распространено.

Помимо специальных уроков в школах обязательно есть «антибулинговые программы», которые поддерживают мир и порядок вне классных комнат. Например, во многих школах есть специальные карты (зачастую в онлайне): на них дети отмечают места, где к ним приставали буллеры. По мере того, как эта карта обновляется, учителя патрулируют новые опасные места. Очень часто школы сами устраивают кружки взаимопомощи, где старшие ученики, которые сталкивались с травлей, рассказывают младшим, как это преодолеть. Подробнее


Как с буллингом борются в Евросоюзе:

Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. В странах Евросоюза не раз проводились совещания на уровне министров образования и вырабатывались законодательные меры по его профилактике (Ананьяду и Смит 2002). Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, - а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий.

Хотя общепринятой стратегии в этом деле нет, в нем есть определенные положительные результаты. Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:

- теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
- твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; - последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
- наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых модели.

Программа действует как на школьном и классном, так и на индивидуальном уровне, ее главная цель – изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг (Ольвеус 2005).

Многолетние систематические контрольные исследования показывают, что применение программы Ольвеуса существенно, на 30-50 %, снижает число учащихся, подвергавшихся или подвергавших буллингу других детей, причем самооценки подтверждаются оценками соучеников. При этом существенно снижаются также общие показатели по антисоциальному поведению, включая вандализм, воровство, пьянство и прогуливание уроков. Улучшается «социальный климат» школьного класса, отраженный в отчетах учеников о порядке и дисциплине, складываются более положительные социальные взаимоотношения между школьниками, а также их отношение к школьным занятиям и к школьной жизни в целом.

Конечно, Норвегия – одна из самых благополучных и «спокойных» европейских стран, но частичное применение программы Ольвеуса в Англии и США дало и там положительные, хотя и меньшие, результаты (Ольвеус 2005). Его анкеты и методы работы широко представлены в Интернете. Много полезного есть и в опыте других стран. Например, в Канаде успешно применяется методика ранней психодиагностики детской агрессивности, которая позволяет предвидеть и отчасти корректировать будущее поведение потенциально проблемного ребенка. Подробнее


Как в Казахстане борются с буллингом:

Министерством образования и науки РК осуществляется поддержка работы психологов по снижению уровня агрессии, насилия и дискриминации в школах. В рамках долгосрочных и краткосрочных курсов повышения квалификации педагогов-психологов проводятся тематические семинары, тренинги, мастер-классы. В 2015 году количество педагогов-психологов, прошедших долгосрочные курсы повышения квалификации, составило 2175 из 8130 человек, что на 45% больше, чем в 2014 году. Краткосрочные курсы повышения квалификации в 2015 году прошли 1014 школьных психологов.

Ежегодно разрабатываются методические рекомендации и пособия по профилактике девиантного и аутодеструктивного поведения обучающихся, определению уровня агрессивности детей и проявления актов жестокого обращения и насилия, повышению стрессоустойчивости учеников и др.

Кроме того, в стране с 2011 года под эгидой надзорных органов (Генеральная прокуратура РК, МВД РК и др.) действуют мобильные группы по профилактике подростковой преступности, деятельность которых направлена на борьбу с вымогательством, насилием в школах, длительным непосещением занятий. В 2015 году количество мобильных групп составило более 700. Количество случаев подростковой преступности снизилось с 4670 в 2012 году до 3561 в 2014.

Одной из наиболее значимых инициатив по борьбе с буллингом является модельная программа «Профилактика и реагирование на насилие в образовательных учреждениях Восточно-Казахстанской области».

Данная программа реализуется с 2013 года в рамках сотрудничества Уполномоченного по правам человека, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и областного управления образования. Участниками программы стали 7 государственных школ и 3 интернатных учреждения области. Цель проекта – внедрение в школы 16 ключевых компонентов, к которым относится разработка системы выявления, реагирования, предупреждения насилия в школах, создание Школьной команды безопасности, механизма перенаправления случаев насилия в «правильные службы» и др.
КАК ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ
Рассказать свою историю против травли с тегом #вместепротивтравли
Прислать нам проекты, ссылки, истории, методички с рекомендациями по борьбе с травлей
Привлечь звезд и лидеров мнений к проекту: если они запишут видео, запишут песни, поддержат, поставят тег #вместепротивтравли, это сильно повлияет на популярность темы борьбы с травлей
Создать и поддержать создание символики: браслетов, значков, чехлов для телефонов против травли: когда люди будут носить на себе слоганы против травли, тема станет звучать
Рассказать о проекте с тегом #вместепротивтравли
Поддержать уже существующие проекты по борьбе с травлей
Made on
Tilda